Система AEE

Данная методика предоставляет следующие возможности по её использованию:

Первая возможность заключается в формировании знаниевого контента, в первую очередь профилирующих дисциплин, при традиционном планировании рабочих программ дисциплин модульной образовательной программы специальности. Такая возможность предоставляет заведующему кафедрой, совместно с экспертом в лице представителя ИТ-индустрии, формировать требования и содержание знаниевого контента дисциплин рабочего учебного плана, в виде выражений знаний, и проверять соответствие разрабатываемой преподавателем рабочей программы дисциплины данным требованиям и знаниевому контенту.

Если используется проектно-ориентированная технология обучения и компетентностный подход, тогда вторая возможность методики заключается в планировании последовательности изучения дисциплин образовательной программы специальности, в соответствии с этапами CDIO по разработке проекта. При этом сигнатуры профессиональных, базовых и дополнительных компетенций каждого из этапов CDIO, будут определять знаниевые тренды планируемых дисциплин каждого из этапа, а реализация знаниевых трендов в формате выражений знаний, предоставляет возможность формирования знаниевого контента этих дисциплин. В монографии, на примере дисциплины «Технологии разработки распределенных приложений», специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение», рассматриваются концепции и механизмы методики, связанные с формированим знаниевого тренда и проектированием знаниевого контента данной дисциплины.

И, наконец, если используется проектно-ориентированная технология обучения и компетентностный подход, тогда методика позволяет формировать знаниевый тренд индивидуальной траектории обучения, в соответствии с сигнатурами компетенций каждого из этапов CDIO, а с помощью знаниевых компонент и параметров smart-контракта, конфигурировать сценарий обучения.

Для реализации поставленных целей использованы парадигма инженерии знаний, концепции объектно-ориентированного и порождающего программирования, модель онтологии для отображения и спецификации знаний, концепции и формализмы представления знаний, свойства общности и изменчивости понятий.

Предлагаемая методика позволяет:

–   проводить анализ образовательных ресурсов домена обучения с целью представления семантического контекста наборами опорных понятий, формализовать и структурировать знания в виде онтологии опорных понятий;

–   предоставить обучающимся возможность применения когнитивно – графических средств визуализации и отображения знаниевого контента образовательных ресурсов домена обучения, нацеленных на повышение уровня восприятия, понимания и развития у обучающихся когнитивного мышления;

–   проводить разработку повторно используемые знаниевых компонент в форматах модели онтологии и модели характеристик;

–   использовать знаниевые компоненты и параметры smart-контракта для проектирования сценария обучения, посредством формирования знаниевых трендов и соответствующих знаниевых контентов курсов;

–   реализовать основной принцип кредитной технологии обучения, заключающийся в предоставлении академической свободы выбора цикла дисциплин по индивидуальному профилированию, направленные на формирование профессиональных компетенций.

Результаты проведенных исследований имеют целью повысить эффективность обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Разработанная методика и модели формирования знаниевых компонент планируемого обучения, могут быть рекомендованы, в первую очередь, для преподавателей инженерных специальностей, программистов, специалистов в области искусственного интеллекта и баз данных, что конечно не ограничивает их использование и для других профессиональных направлений и учебных учреждений.